В современных развитых компаниях взаимоотношения руководства со своими подчиненными уже не похожи на те, что были несколько десятилетий назад. Они стали более сложными и глубокими. Ситуация, где сотрудник приходит на работу для «отрабатывания» своей заработной платы, а руководитель не проявляет индивидуального подхода к подчиненному, канула в лету. Ведь несоблюдение этого баланса приводит к значительному снижению производительности труда, и многие руководители задаются вопросом, как повысить эффективность работы своей фирмы? Порой, для решения данной проблемы они прилагают большие усилия, многие из которых не приводят к положительному результату, а лишь приносят дополнительные убытки владельцам компании.

В теории организации управления предприятиями существует такое понятие, как вовлеченность персонала.

Вовлеченность сотрудников — это создание такой атмосферы, при которой все работники фирмы будут выполнять свои служебные обязанности с максимальной отдачей, проявляя интерес и активность в решении поставленных задач, простыми словами «быть вовлеченными» в достижение стратегических целей фирмы.

Какими качествами должен обладать «вовлеченный сотрудник»?

Такой работник не считает часы до конца рабочего времени, день проходит на одном дыхании, так как сотрудник относится к своим обязанностям с большой отдачей, энтузиазмом, страстью. Он легко адаптируется к изменениям, стремится развивать свои навыки, совершенствоваться. Напоминания со стороны руководства ему не нужны, в приказах он также не нуждается, так как делает все вовремя и качественно. Это в его интересах! Сотрудник инициативен и настойчив, ответственный, целеустремленный, добросовестный.

Вовлеченность персонала не возникает сама по себе. Для того, чтобы подчиненные были заинтересованы в успешном развитии бизнеса, чтобы они по своему моральному убеждению работали с максимальной производительностью и творчески относились к должностным обязанностям, работодатель должен обеспечить соответствующие условия, создать такую атмосферу, при которой работник хочет и может реализовать свой имеющийся потенциал в полном объеме. Высокая вовлеченность персонала положительно влияет на внутренние факторы развития фирмы — это уменьшение «текучки» кадров, сокращение количества прогулов, рост уровня инноваций, что в итоге ведет к повышению производительности фирмы, улучшению уровня обслуживания клиентов, качеству выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Компании с высоким процентом вовлеченности обладают большей конкурентоспособностью на рынке. По данным многочисленных исследований, такие компании имеют высокий уровень рентабельности.

Вовлеченность персонала — это не навык, которому можно обучиться или, тем более, заставить человека приобрести его. Но это качество можно развить у своих подопечных, направить их, мотивировать на новые свершения. Стоит взять во внимание, что формирование вовлеченности своих работников следует совершать с учетом их индивидуальных особенностей, жизненных ценностей и интересов. Общие рекомендации заключаются в следующем:

    • В первую очередь – это доверие со стороны руководителя к своему подопечному, отношение как полноценному самостоятельному и ответственному человеку.

    • Положительный пример вовлеченности самого руководителя, на которого нужно и хочется равняться, брать пример, мотивироваться.

    • Не менее важным является то, что у сотрудника должно быть право голоса и возможность быть услышанным, возможность проявить себя, раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал.

    • Справедливая и открытая оплата труда, предоставление нематериальных стимулов, что позволит увидеть работнику взаимосвязь между вкладываемыми усилиями в общее дело и уровнем получаемого вознаграждения.

    • Система нематериальных стимулов должна быть разработана с учетом реальных предпочтений и потребностей сотрудника.

    • Возможность карьерного роста.

    • Четкая конкретика поставленных целей своему персоналу. Что именно ожидает руководство от того или иного сотрудника и в какой срок. А также возможное вознаграждение за оправданные ожидания.

    • Принимать на работу уже вовлеченных сотрудников, которые осведомлены об успехах компании, либо пользовались ее товарами. Но при неправильной стратегии управления руководства есть риск превращения вовлечененного работника в пассивного и безынициативного.

Вовлеченность коллектива напрямую связана с уровнем получаемой прибыли предприятием, поэтому важно уметь оценивать этот параметр и вовремя предпринять действия по его улучшению, если это необходимо. Для измерения существует такой показатель, как «индекс вовлеченности персонала». Согласно исследованиям, компании, у которых индекс вовлеченности выше 60%, прибыль выше, чем у конкурирующих фирм.  

Руководством компании «Дивный сад» был проведен специальный опрос, согласно которому был выявлен средний индекс вовлеченности персонала всех отделов. Опрос сотрудников дает возможность руководству получить необходимую объективную информацию о разных сферах работы компании для дальнейшего формирования стратегии. Результат — 75% вовлеченного персонала ООО «Дивный сад». Данная цифра размещена на главной странице нашего сайта, которая в будущем будет отражать текущую ситуацию в компании.